Электронная подпись, часть 2

В предыдущей статье мы рассмотрели теоретические принципы работы и создания электронной подписи, разобрались, чем отличается квалифицированная ЭП от неквалифицированной, и увидели место этих определений в системе электронного документооборота и законодательства России.

В этой части обзора мы рассмотрим этапы заказа, получения и использования квалифицированной электронной подписи. Или, применяя статью к практике, мы взглянем на эти процессы со стороны рядового специалиста организации, будь то бухгалтер, менеджер торговой площадки или сотрудник информационной службы, перед которым стоит задача приобретения КЭП, подготовки рабочего места к работе с ней, само использование этого инструмента и свяжем все эти сведения с полезной информацией из предыдущей части обзора.

Напомню, что воспользовавшись квалифицированной электронной подписью, мы можем создавать электронные документы, равнозначные по юридической силе аналогичным документам в бумажном формате. Благодаря развитию ИТ среды и соответствующих правовых полей в РФ, электронный документооборот все прочнее укрепляется в производственных процессах государственных и коммерческих организаций. Например, федеральным законодательством (Закон №311-ФЗ 27.11.2010) с 1 января 2014 года установлен порядок обмена исключительно электронной информацией между участниками внешнеэкономической деятельности и Федеральной Таможенной службой в рамках декларирования грузов, т.е. обработка бумажных деклараций сотрудниками таможни практически прекращена.

Т.к. автоматизация процессов обмена электронными сведениями с ФТС является приоритетным направлением деятельности ООО «ИЛК», из возможных вариантов выбора поставки квалифицированной электронной подписи (работа на торговых площадках в сети Интернет, предоставление сведений в систему ГИС ЖКХ и т.д.) мы будем рассматривать процесс получения ЭП для взаимодействия с таможенной службой РФ.

Итак, для получения любой квалифицированной ЭП, согласно закону ФЗ № 63-ФЗ от 06.04.2011, нам необходимо обратиться в аккредитованный правительством удостоверяющий центр. Информацию о таких центрах можно найти в сети интернет, при необходимости проверяя действующую аккредитацию УЦ через актуальный реестр, доступный на сайте Минкомсвязи РФ. Следует учесть, что у многих УЦ, осуществляющих коммерческую деятельность по изготовлению ЭП есть дилерская сеть и представители в разных регионах РФ. Например, срочный выпуск КЭП можно осуществить в ПФО через ООО «ИЛК» за один рабочий день!

Также, при выпуске КЭП для работы с таможней надо учитывать, что одной из структур ФТС является Центральное информационно-техническое таможенное управление (ЦИТТУ), которое выполняет для таможни функции аккредитованного удостоверяющего центра. ЦИТТУ через соответствующих операторов может выпустить КЭП бесплатно, но процесс изготовления КЭП займет не менее 14 дней плюс время пересылки носителя с ключом, если подписант находится не в Москве.

Т.е., перед обращением к в коммерческий УЦ или его дилерам (которые, в большинстве случаев, являются операторами ЦИТТУ), будущему владельцу КЭП следует учитывать факторы, влияющее на стоимость и время поставки КЭП – при заблаговременном планировании партнер сможет получить подписи через ЦИТТУ (14 дней плюс сроки доставки из Москвы в регионы), или получить КЭП в день обращения. Как правило, ключ такие организации формируют в день оплаты своих услуг, поэтому, если у вас нет предварительных договоренностей с ними, запланируйте время перечисления средств на счета этих компаний.

Рассмотрев сроки, перейдем к стоимости формирования КЭП и стоимости подготовки к ее использованию на рабочем месте.

Изготовление ключа в ЦИТТУ фактически бесплатно, а срочное изготовление коммерческими организациями обойдется вам в определенную сумму. В июне 2015 года стоимость изготовления ключа для организации обмена данными с ФТС у нашей компании составляет 2 800 рублей.

Как правило, детальная информация об этом указана на сайтах дилеров. Следует запомнить, что цена логично формируется из назначения КЭП, т.е. того, какие документы и для чего будут подписываться. Например, если конкретный сотрудник планирует осуществлять электронный документооборот не только с ФТС, но и с электронными торговыми площадками РФ, то к начальной стоимости следует прибавить сумму изготовления ключа для взаимодействия с этими площадками. В зависимости от функционала приобретаемой КЭП дилером могут применяться скидки. Есть возможность изготовления универсальных ключей или определять набор функций подписи самостоятельно, эти возможности доступны как физическим, так и юридическим лицам.

Как и для любой информации, сведениям о ключевой паре и владельце КЭП, реализующим механизм формирования квалифицированной электронной подписи документа, требуется носитель. Этот носитель должен быть сертифицирован в соответствии с законодательством РФ (ФЗ № 63-ФЗ от 06.04.2011). Стоимость наиболее распространенных носителей eToken и ruToken на июнь 2015 года составляет 1 000 рублей. К каждому такому носителю прилагается бумажный документ с информацией о сертификации (номер сертификата и носителя, срок действия сертификата, уровень защиты), наличие этого документа при формировании, записи и использования КЭП обязательно и обусловлено законодательно. Носители eToken и ruToken совместимы с интерфейсом USB и не требуют специальных считывателей и соответствующих затрат, как, например, смарт-карты. Для того, чтобы использовать эти устройства на ПК, изготовитель бесплатно поставляет в комплекте специализированные ПО (доступно на сайтах eToken и ruToken).

Чтобы записанные на eToken данные о ключе и его владельце смогли быть преобразованы в электронную подпись документа, требуется программа – криптопровайдер. Эта программа вычислит хэш подписываемого документа, прикрепит к нему информацию, созданную с помощью сведений о владельце ключевой пары, зашифрует получившуюся последовательность данных, прикрепит к электронному документу в виде электронной подписи и произведет обратную последовательность действий и сопоставление сведений на компьютере получателя электронного документа. Программа должна быть сертифицирована в рамках ФЗ № 63-ФЗ от 06.04.2011. Стоимость распространенного криптопровайдера КриптоПро начинается с 900 рублей за год. Лицензирование этого программного продукта гибкое – можно лицензировать одно рабочее место на год или бессрочно, можно встроить лицензию в свой носитель eToken или ruToken и, в зависимости от условий работы, не быть привязанным к конкретному ПК.

Итак, при планировании и приобретении КЭП для обмена электронными документами с ФТС, мы учитываем:

Стоимость
  1. Время – от получения подписи в день обращения в аккредитованном УЦ, осуществляющем коммерческую деятельность или 14 дней + время пересылки в ЦИТТУ.
  2. Стоимость – если у вас нет носителя и специализированного ПО, то к стоимости изготовления сертификата вам придется прибавить:
  • 1 000 рублей за носитель
  • от 900 рублей за программу-криптопровайдер
  • учесть стоимость пересылки носителя, если УЦ или его представитель находится не в одном с вами городе.
В этой части статьи мы разобрались в цене и сроках изготовления КЭП. В следующей части этих обзоров мы рассмотрим процесс подготовки документов для обращения в УЦ для получения КЭП и процессах формирования и получения КЭП партнером.

[vitrina k_ca 3 610 1 100]